Гидромеханические и тепловые процессы

Гидромеханические и тепловые процессы


По дисциплине “Процессы и аппараты пищевых производств” сту­денты изучают основные процессы пищевых производств, их физическую сущ­ность, теоретические основы, принципиальные схемы осуществления этих процессов, конструкции типовых машин и аппаратов и методы их расчета, методы повышения производительности оборудования, способы интенси­фи­ка­ции технологических процессов, вопросы передовой россий­ской и зарубежной техники, сведения по эксплуатации машин и аппаратов пищевых производств.

Для успешного усвоения этих вопросов студенты должны иметь под­готовку в объеме вузовских программ по следующим дисциплинам: выс­шая математика, общая физика, общая и физическая  химия, машино­строительное черчение, теоретическая механика, гидравлика и гидрома­шины, термодина­ми­ка и теплопередача, детали машин и сопротивление материалов, алгоритмичес­кие языки и вычислительная техника.

Процессы и аппараты пищевых производств завершают общеинже­нерную под­готовку студентов и являются переходной ступенью к изуче­нию специальных дисциплин. Дисциплина рассчитана на два семестра и, соответственно, подразделяется на две части. Первая часть включает в себя гидромеханические и тепловые, вторая – массообменные и механиче­ские процессы и аппараты.

Студенты специальности 17.06 выполняют 4 контрольных работы, восемь лабораторных работ и курсовой проект.

Основной литературой по дисциплине является учебник [1], задачники [6, 7] и пособия по курсовому проектированию [8, 9].

Часть I. ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЕ И ТЕПЛОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Раздел 1.

Общие положения: история возникновения и развития дис­циплины, классификация  и кинетические закономерности основных про­цессов пищевых производств, общие принципы расчета аппаратов и ма­шин, теория подобия, моделирование и принципы оптимизации процессов пищевых производств.

Изучая материалы первого раздела, необходимо уделить особое внима­ние вопросу классификации процессов пищевых производств по основным принци­пам, основному кинетическому закону течения любого процесса, иметь четкое представление о движущей силе любого процесса и коэффи­циенте скорости.


Необходимо хорошо усвоить основные положения и сущ­ность теории подобия,  принципы моделирования и оптимизации процессов и аппаратов пищевых производств и их значение для решения инженерных задач.

Раздел 2.

Гидромеханические процессы: классификация газо­вых и жидких неоднородных систем, подлежащих физико-механическому разде­лению, материальный баланс, основные законы гидрокинетики, про­цессы осаждения, фильтрования, псевдоожижения, перемешивания в жид­кой среде.



При изучении данного раздела необходимо иметь  четкое представле­ние о неоднородных системах, подвергаемых гидромеханическому разде­лению, уметь составлять материальный баланс любого процесса разделе­ния, изучить и понять кинетику процессов осаждения, фильтрования, псевдоожижения,  уметь определять движущую силу этих процессов и со­противление, знать критерии гидромеханического подобия.

В процессах осаждения, фильтрования и перемешивания необходимо понять их физическую сущность, принципиальные схемы их проведения, конструкции и методы расчета аппаратуры (осадительных камер, отстой­ников, фильтров, центрифуг, циклонов, мешалок).

Студент должен уметь изобразить с пояснением основных достоинств и недостатков принципиальные схемы конструкций аппаратов для гидро­меха­ни­чес­ких процессов, пути их совершенствования.

Для закрепления материала данного раздела и приобретения расчет­ных навыков необходимо решить не менее 2-3 задач по каждому процессу [6, 7].

Раздел 3.

Тепловые процессы: основы теплопередачи, основное урав­нение  теплопередачи и движущая сила тепловых процессов, нестационар­ная теплопроводность, охлаждение, нагревание, конденсация, выпарива­ние и холодильные процессы.

Проработку и изучение материала этого раздела  следует начать с по­вторения основных положений теплопередачи, необходимо вспомнить ти­повые случаи теплообмена и научиться критически выбирать расчетную зависимость для определения коэффициентов теплоотдачи, а также знать критерии теплового подобия.


Необходимо знать закон передачи тепла теп­ло­про­водностью, дифференциальное уравнение теплопроводности при ус­та­новившемся и неустановившемся тепловом режиме.

Изучая процессы нагревания, охлаждения и конденсации, необхо­димо обратить внимание на правильный выбор теплоносителей, на схему движения их в теплообменной аппаратуре.

При рассматривании принципиальных схем нагрева, охлаждения и конденсации нужно не только правильно изображать их, но и уметь оце­нить с точки зрения преимуществ и недостатков, областей применения. Кроме этого, надо уметь составлять тепловой баланс, изображать конст­рукции теплообменника и знать методы его расчета.

По теме “Выпаривание” необ­ходимо уяснить физику изу­чаемого процесса, изображать принципиальные схемы процессов выпари­вания, выпарного оборудования, знать методику расчета выпарных уста­новок и способы повышения экономичности данного процесса.

При изучении материала, относящегося к холодильным процессам, необходимо ясно представлять термодинамическую сущность получения холода, знать основные схемы холодильных машин умеренного холода, уметь строить циклы их работы на T-S и P-I диаграммах, рассчитывать хо­лодопроизводительность машин и холодильный коэффициент.

Для закрепления материала данного раздела необходимо решить 3-4 задачи по каждой теме [6, 7].

Контрольные вопросы.

По каждому вопросу студент должен соста­вить краткий конспект и представить преподавателю перед зачетно-экзамена­ци­он­ной сессией конспект.

1. История возникновения и развития дисциплины.

2. Классификация процессов и аппаратов пищевых производств по целевому назначению, по физической сущности, по принципу действия, по направлению и характеру движения материальных потоков.

3. Кинетические закономерности процессов пищевых производств. Ко­эффициент скорости и движущая сила процессов.

4. Общие принципы расчета процессов и аппаратов.

5. Сущность теории подобия. Условия однозначности, подобие усло­вий однозначности.



6. Теоремы подобия. Операция приведения дифференциальных урав­нений. Критерии гидромеханического подобия. Критериальные уравнения.

7. Принципы моделирования и оптимизации химико-технологических процессов.

8. Кинетика фильтрования через слой зернистого материала. Сопро­тивление фильтрованию. Критериальное уравнение для ламинарного ре­жима фильтрования.

9. Кинетика осаждения. Критериальное уравнение для ламинарного режима осаждения под действием силы тяжести.

10. Осаждение в реальных аппаратах и их отличие от идеальных ус­ловий осаждения.

11. Взвешенный слой, условия образования, перепад давления в слое, кривая псевдоожижения.

12. Критериальное уравнение для расчета критической скорости псевдоожижения при ламинарном режиме. Скорость начала уноса, рабочая скорость, число псевдоожижения.

13. Диаграмма взвешенного слоя и задачи, решаемые с ее помощью.

14. Классификация неоднород­ных систем. Материальный ба­ланс гидромеханических процессов.

15. Отстаивание. Расчет и конструкции отстойников. Преимущества и недостатки отстойников.

16. Центробежное осаждение, суть процесса. Разделение неоднород­ных систем в циклонах. Конструкции и расчет циклонов.

17. Отстойное центрифугирование. Фактор разделения и индекс про­изводительности.

18. Классификация и конструкции отстойных центрифуг.

19. Электроосаждение, суть процесса. Конструкции и расчет электро­фильтров.

20. Мокрая очистка газов.

21. Фильтрование. Фильтрующие материалы, требования к ним. Виды осадков.

22. Фильтрование при постоянном давлении и постоянной скорости. Кинетические уравнения. Определения констант фильтрования опытным путем.

23. Классификация фильтрующей аппаратуры. Конструкции и расчет газовых фильтров.

24. Конструкции и расчет жидкостных фильтров периодического и непрерывного действия. Время фильтрования.

25. Центробежное фильтрование. Изменение скорости центробежного фильтрования, перепад центробежного давления.

26. Конструкции и расчет фильтрующих центрифуг.



27. Перемешивание в жидкой среде. Виды и основные характери­стики перемешивания.

28. Критериальное уравнение для расчета мощности мешалок. Конст­рукции мешалок и их расчет.

29. Тепловые процессы. Основное уравнение теплопередачи.

30. Закон Фурье. Дифференциальное уравнение теплопроводности. Расчет нестационарного процесса теплопроводности.

31. Методика расчета теплообменного аппарата.

32. Виды промышленных теплоносителей и требования к ним.

33. Нагрев водяным паром. Схема, тепловой баланс, назначение кон­денсатоотводчика.

34. Нагрев дымовыми газами. Схемы, тепловой баланс.

35. Нагрев жидкими промежуточными теплоносителями. Схемы, теп­ловой баланс.

36. Охлаждение до температур окружающей среды. Схема, тепловой баланс.

37. Конденсация поверхностная  и смешением. Схема, тепловой ба­ланс.

38. Расчет барометрического конденсатора смешения.

39. Классификация и конструкции теплообменной аппаратуры.

40. Выпаривание. Сущность процесса. Основные свойства растворов.

41. Температура кипения растворов и способы ее расчета.

42. Основные части выпарного аппарата и их назначение.

43. Потери полезной разности температур  и способы их расчета.

44. Схемы выпарных установок для однократного и многократного выпаривания.

45. Материальный и тепловой балансы для однократного и много­кратного выпаривания.

46. Распределение полезной разности температур по корпусам выпар­ной установки.

47. Предельное и оптимальное число корпусов в выпарных установ­ках.

48. Метод расчета выпарных установок.

49. Классификация и конструкции выпарных аппаратов.

50. Холодильные процессы. Термодинамическая сущность получения холода. Холодильный коэффициент.

51. Изоэнтальпическое и изоэнтропическое расширение предвари­тельно сжатых газов.

52. Парокомпрессионные холодильные машины: схема, цикл и рас­чет.

53. Абсорбционные холодильные машины.

54. Транспорт холода и элементы холодильных машин.

Контрольные работы

Целью заданий является развитие у студентов навыков в самостоя­тельном решении практических инженерных задач, закрепление теорети­ческих знаний, выработка умений пользоваться методами расчетов основ­ных процессов, типовых аппаратов и машин пищевых производств.



Студенты выполняют 2 контрольные работы: № 1, состоящей из 4 за­дач, и № 2.

Контрольные работы выполняются в единой системе единиц (СИ) с указанием размерности всех величин, встречающихся в задаче. Работа должна быть подписана автором.

Номер варианта студент выбирает по номеру в журнале лаборатор­ных и практических занятий из таблицы данных, составленных к каждой задаче.

Контрольная работа должна содержать титульный лист (но­мер работы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, шифр, назва­ние работы, вариант, дату), полное изложение текста задачи со своими данными, схему процесса или аппарата с указанием направления течения материальных потоков, расчет, эскиз аппарата с основными размерами.

Графическую часть работы желательно выполнять на миллиметровой бумаге карандашом, а текстовую часть – чернилами на двух сторонах листа с отведенными полями, где преподаватель мог бы отмечать обнару­женные ошибки и давать соответствующие указания.

Приступая к выполнению контрольной работы, надо наметить путь решения, разбив задачу на ряд частных вопросов, записать нужные рас­четные уравнения (формулы), далее найти и выписать нужные константы из справочной литературы.

Для выполнения расчетов необходимо владеть вычислительной тех­никой, а также научиться пользоваться диаграммами и номограммами для правильного нахождения по ним значений тех или иных величин.

Контрольная работа № 1 [6, 7].

Задача 1.

Определить допустимый расход запыленного воздуха в кг/ч, проходящего через пылеосадительную камеру следующих размеров: длина L [м], ширина В

[м], расстояние между полками h

[м], количество полок n. В камере должно быть обеспечено осаждение частиц пыли диа­метром d [мкм] плот­ностью rт

[кг/м3], средняя температура воздуха tс [оС]. Действительную скорость осаждения принять в z



раз меньше теоретиче­ской. Как можно обеспечить осаждение частиц в камере при увеличении расхода газа? Дать схему пылеосадительной камеры.                                             

                                                                                                        Таблица 1

Вари-ант

L

B

h

n

d





z

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

4,0

2,5

150

30

10

5500

400

1,5

2

5,1

3,2

170

28

20

5000

450

1,6

3

8,1

4,3

180

35

30

4500

380

1,7

4

7,2

5,4

190

38

35

4000

100

1,8

5

6,3

6,1

200

26

31

3500

350

1,9

6

5,4

2,8

110

45

25

3000

80

2,0

7

4,5

3,9

130

41

15

2500

270

2,1

8

3,6

3,2

140

26

11

2000

130

2,2

9

7,7

6,9

150

34

8

5900

90

2,3

10

6,6

5,4

160

32

28

2900

300

2,4

11

5,5

3,9

170

27

32

3300

190

2,5

12

4,4

2,9

145

31

16

1500

250

2,6

13

3,3

2,4

125

25

21

5000

170

2,7

14

7,5

6,1

165

39

33

1700

250

2,8

15

6,5

3,9

145

43

12

4350

60

2,9

16

5,5

4,2

175

40

17

2100

210

3,0

17

4,5

3,3

140

32

26

5200

230

2,9

18

3,5

3,1

130

24

36

3200

60

2,8

19

2,8

2,1

110

21

23

4900

200

2,7

20

7,3

6,8

185

46

19

5900

440

2,6

21

6,4

5,1

155

29

9

4100

330

2,5

22

5,8

4,5

135

23

29

3900

110

2,4

23

4,9

4,2

125

38

14

5400

150

2,3

24

3,4

3,1

120

33

31

2600

30

2,2

25

8,3

7,1

210

41

7

3300

500

2,1

26

7,2

6,5

205

47

37

2300

420

2,0

27

6,1

5,3

195

22

14

4800

130

1,9

28

5,0

4,3

145

27

24

3150

390

1,8

29

4,9

4,1

135

37

34

1800

140

1,7

30

3,8

3,5

115

32

27

2600

160

1,6

<


Задача 2.

В сушилку кипящего слоя диаметром D

[м] поступает воз­дух при температуре t [оС]. Диаметр гранулированных частиц в слое d

[мм]. Отра­бо­тан­ный воздух проходит очистку в циклоне. Рассчитать мас­совый расход воздуха, поступающий в сушилку, диаметр циклона, а также мощность вытяжного вентилятора, если создаваемое им давление будет затрачиваться на преодоление сопротивлений взвешенного слоя и циклона. Число псевдоожижения равно К и плотность частиц слоя rт

[кг/м3]. Пороз­ность неподвижного слоя принять равной 0.4, а высоту его Но. Дать схему установки.



Таблица 2

Задача 3. В кристаллизаторе диаметром D [м] с пропеллерной мешал­кой осу­­ще­с­тв­ля­ет­ся процесс кристаллизации водного раствора. Образо­вавшаяся су­с­­пен­зия с температурой 50 оС поступает в отстойную автома­тическую цент­ри­­­фугу. Определить производительность центрифуги по питанию, прини­мая, что фугат по своим свойствам близок к воде, сред­ний диаметр осаж­даемых частиц d [мкм] плотностью rт [кг/м3]. Параметры центрифуги: длина барабана L [м], диаметр борта барабана D1 [м], частота вращения n [об/мин], к.п.д. центрифуги - 0.6, цикл работы центрифуги – 20 мин, подача суспензии – 18 мин. Определить также мощность, потребляе­мую мешалкой кристал­лизатора, если она совершает n1 оборотов в минуту, вязкость перемешиваемой среды mс [Па×c] и плотность rс [кг/м3]. Как изме­нится производительность центрифуги при уменьшении температуры по­ступающей суспензии? Дать схему установки.

Таблица 3

Вариант

D

d



L

D1

n

n1

mс×103



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

0,5

1,5

1800

0,5

0,4

700

100

1,0

1000

2

0,6

1,0

1800

0,6

0,4

800

110

1,5

1100

3

0,5

1,8

1900

0,7

0,5

900

120

1,2

1200

4

0,6

1,5

1900

0,8

0,6

1000

130

1,3

1300

5

0,7

1,6

2000

0,9

0,4

1200

140

1,4

1250

6

0,8

1,7

2100

1,0

0,5

1300

150

1,5

1350

7

0,9

1,8

2200

1,2

0,6

1400

160

1,6

1400

8

1,0

1,9

2300

1,3

0,7

1500

170

1,7

1300

9

1,2

2,0

2400

1,25

0,8

1450

180

1,8

1450

10

1,3

2,1

2500

1,35

0,9

1350

190

1,9

1250

11

1,4

2,2

2600

1,4

1,0

1250

200

2,0

1200

12

1,5

2,3

2700

1,1

0,8

1150

190

2,1

1100

13

1,4

2,4

2800

1,25

0,9

1100

180

2,2

1100

14

1,3

2,5

1200

1,3

1,0

950

170

2,3

1000

15

1,2

2,6

1300

1,2

0,8

900

160

2,4

1000

16

1,3

2,7

1400

1,0

0,7

850

150

2,5

1100

17

1,1

2,8

1500

0,95

0,6

800

140

2,6

1150

18

1,0

2,9

1800

0,95

0,6

750

130

2,7

1200

19

0,9

3,0

1900

0,85

0,5

700

140

2,8

1200

20

0,8

3,1

2000

0,75

0,5

650

170

2,9

1300

21

0,7

3,2

2100

0,65

0,5

600

180

3,0

1400

22

0,6

3,3

2200

0,7

0,6

680

190

3,0

1450

23

0,5

3,4

2300

0,8

0,7

780

200

3,1

1375

24

0,55

3,5

2400

0,9

0,8

880

210

3,2

1270

25

0,65

3,6

2500

1,0

0,8

980

210

3,3

1230

26

0,75

3,7

2600

1,2

0,9

1080

220

3,4

1200

27

0,85

3,8

2700

1,3

0,9

1100

220

3,5

1100

28

0,95

3,9

2800

1,0

0,8

1200

210

3,6

1150

29

1,05

4,0

2900

1,1

0,8

1300

220

3,7

1250

30

1,15

4,1

3000

0,9

0,7

1400

230

3,0

1200

<


Задача 4.

Найти общее количество фильтрата в кг, полученного в конце процесса фильтрования суспензии при Dp = const на рамном фильтрпрессе, состоящем из n

рам размером 800´800 мм. Скорость про­мывки в z раз меньше скорости фильтрования в конечный момент времени. Константы фильтрования К [м2/с] и С [м3/м2]. Время промывки осадка tпр

[ч], количество промывной жидкости Vпр [л]. Учесть, что промывка идет по линии основного фильтрата. Принять, что фильтрат по своим свойствам близок к воде. Как изменится ско­рость фильтрования при увеличении тем­пературы поступающей суспензии? Дать схему рамного фильтрпресса.

                                                                                                Таблица 4

Вариант

n

z

K×105

C×102

tпр

Vпр

1

2

3

4

5

6

7

1

10

1,1

6,4

1,4

10,5

1800

2

20

1,2

5,1

1,1

9,5

2700

3

30

1,3

3,2

1,3

11,5

3900

4

40

1,4

4,3

1,2

8,5

1400

5

15

1,5

5,2

1,5

7,5

2600

6

25

1,6

9,1

1,6

6,5

3500

7

35

1,7

8,5

1,7

2,5

2100

8

45

1,8

7,4

1,8

3,5

1200

9

12

1,9

4,4

1,9

4,5

2300

10

22

2,0

3,3

2,5

2,6

1150

11

32

2,1

4,0

6,4

5,9

3550

12

42

2,2

6,7

5,1

4,2

1250

13

14

2,3

3,4

3,2

3,1

2320

14

24

2,4

2,9

4,3

6,1

3450

15

34

2,5

7,8

5,2

7,1

2650

16

44

2,6

1,4

9,1

9,1

3750

17

11

2,7

1,1

8,5

10,1

4850

18

21

2,8

1,3

7,4

12,0

5950

19

31

2,9

1,2

4,4

5,2

2510

20

41

3,0

1,5

3,3

3,9

1620

21

13

2,9

1,6

4,0

4,7

2730

22

23

2,8

1,7

6,7

9,4

3840

23

33

2,7

1,8

3,4

10,6

4910

24

43

2,6

1,9

2,9

2,8

1170

25

26

2,5

2,5

7,8

6,1

2280

26

16

2,4

6,4

6,7

4,8

3390

27

36

2,3

5,1

5,6

7,6

4410

28

46

2,2

3,2

4,1

8,1

3770

29

37

2,1

4,3

3,4

10,8

4660

30

27

2,0

5,2

2,3

2,9

1440

<


Контрольная работа № 2 [8, 9].

Рассчитать методом последовательных приближений двухкорпусную выпарную установку для упаривания водного раствора от начальной кон­центрации Xн до конечной Xк (%, масс.) производительностью по исход­ному раствору Gн [т/ч]. Давление пара, подаваемого на обогрев первого корпуса Р [МПа]. Вторичный пар из последнего корпуса направляется на конденсацию в противоточный барометрический конденсатор смешения, где конденсируется при остаточном давлении Рост

[мм рт. ст.]. Охлаждаю­щая вода поступает в конденсатор при температуре 12 оС и уходит с тем­пературой 40 оС. В первый корпус выпарной установки раствор поступает при температуре кипения. Полезную разность температур распределить по корпусам, исходя из равных поверхностей нагрева корпусов (найденные поверхности не должны отличать­ся больше, чем на 5 %). Дать технологи­ческую схему установки.

В расчете определяются:

-

часовая производительность по упаренному раствору;

-          часовой расход греющего пара;

-          поверхность нагрева выпарного аппарата;

-          часовой расход охлаждающей воды в барометрическом конденса­торе;

-          диаметр и высота барометрической трубы.

По полученным данным по каталогу /14/ подобрать необходимый вы­парной аппарат (привести эскиз аппарата и основные размеры).



Таблица 5

Литература

1. Стабников В.Н., Лысянский В.М., Попов В.Д. Процессы и аппараты пищевых производств. – М.: Агропромиздат, 1985. – 510 с.

2. Кавецкий Г.Д., Королев А.В. Процессы и аппараты пищевых произ­водств. – М.: ВО «Агропромиздат», 1991. – 432 с.

3. Липатов Н.Н. Процессы и аппараты пищевых производств. - М.: Экономика, 1987. – 272 с.

4. Касаткин А.Г. Основные процессы и аппараты химической техноло­гии. – М.: Госхимиздат, 1971. – 784 с.



5. Плановский А.Н., Николаев П.И. Процессы и аппараты химической и нефтехимической технологии. – М.: Химия, 1987. – 496 с.

6. Процессы и аппараты пищевых производств: Примеры и задачи / А.П. Николаев, А.С. Марценюк, Л.В. Зоткина и др. -  Киев: Вища шк., 1992. – 232 с.

7. Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Примеры и задачи по курсу ПАХТ. – Л.: Химия, 1987. – 575 с.

8. Лунин О.Г., Вельтищев В.Н., Березовский Ю.М. и др. Курсовое и дипломное проектирование технологического оборудования пищевых производств. – М.: Агропромиздат, 1988. – 321 с.

9. Процессы и аппараты химической технологии / Под ред. Ю.И. Дытнерского. - М.: Химия, 1983. – 272 с.

10. Расчет многокорпусной выпарной установки / Сост. Т.В. Павлова. - Тамбовск. ин-т хим. маш. - Тамбов, 1978. – 27 с.

11. Гидромеханические и тепловые процессы: Лабор. работы / Сост. Т.В. Павлова, В.А. Набатов, Ю.И. Пахомов, В.И. Астафьев. - Тамбовск. ин-т хим. маш. - Тамбов, 1989. – 55 с.

12. Тепловые процессы: Метод. рекоменд. / Сост. С.Ф. Гребенников, Е.И. Преображенский. - Тамбовск. ин-т хим. маш. - Тамбов, 1977. – 44 с.

13. Процессы и аппараты пищевых производств: Лабораторный прак­тикум / Под общей редакцией В.Н. Стабникова. – Киев: Вища шк., 1986. – 175 с.

14. Выпарные вертикальные трубчатые аппараты общего назначения: Каталог. – М.: ЦИНТИхимнефтемаш, 1972. – 38 с.

15. Справочник Химика. III том. «Химическое равновесие и кинетика. Свойства растворов. Электродные процессы». – Л.: Химия, 1964. – 1008 с.

16. Зайцев И.Д., Асеев Г.Г. Физико-химические свойства бинарных и многокомпонентных растворов неорганических веществ: Справочное из­дание. – М.: Химия, 1988. – 438 с.

17. Общий курс процессов и аппаратов химической технологии: учебник для вузов / В.Г. Айнштейн, М.К. Захаров, Г.А. Носов и др. - Кн.1 и 2. – М.: Химия, 1999. – 1760 с.

18. Процессы и аппараты пищевых производств / М.С. Аминов, М.С. Мурадов, Э.М. Аминова. – М.: Колос, 1999. – 503 с.

19. Процессы и аппараты. Основы расчета и конструирования машин и  аппаратов:  Учебное  пособие / В.Е.


Ионин, С.Г. Аббасов. – М.: 1998. – 69 с.

20. Харламов С.В. Практикум по расчету и конструированию машин и аппаратов пищевых производств: Учебное пособие для вузов. – Л.: Аг­ропромиздат, 1991. – 256 с.

21. Остапчук Н.В. Основы математического моделирования процес­сов пищевых производств: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Выща шк., 1991. – 338 с.

22. Автоматика и автоматизация пищевых производств: Учебное по­собие для вузов / М.М. Благовещенская и др. – М.: Агропромиздат, 1991. – 239 с.

23. Лабораторный практикум по процессам и аппаратам пищевых производств: Учебное пособие для вузов // Н.Н. Бабьев, А.С. Васильева, А.С. Гинзбург и др. / Под ред. А.С. Гинзбурга. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1990. – 256 с.

24. Технологическое оборудование пищевых производств // Б.М. Аза­ров, Х. Аурих, С. Дичев и др. / Под ред. Б.М. Азарова. – М.: Агропромиз­дат, 1988. – 463 с.

Учебное издание

ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

(гидромеханические и тепловые процессы)

Программа, методические указания и контрольные работы

для студентов заочного отделения специальности 1706

С о с т а в и т е л и:

Набатов Вячеслав Александрович;

Мозжухин Андрей Борисович;

Сергеева Елена Анатольевна.

Под общей редакцией Коновалова Виктора Ивановича.


Содержание раздела